"Библейские сказания"


Школа "Ренессанс"
Учитель Антипова Анна Владимировна


5 класс

  1. Ключевые слова
  2. Цель уроков
  3. Задачи
  4. Специфика темы
  5. Интеграция учебных дисциплин
  6. Подготовительный этап.
  7. Средства обучения.
  8. Урок первый. Священная история.
  9. Урок второй. Избранный народ.
  10. Урок третий. Образы Священного писания.

Ключевые слова:

Завет, заповедь.

Цель уроков

Формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре с использованием Интернет-технологии.

Задачи:

- формирование морально-этических представлений учащихся;
- формирование информационной культуры школьников;
- приобщение учащихся к мировым духовным ценностям;
- формирование представления о целостности и многообразии мира;
- формирование понятия о непреходящем характере этических и эстетических ценностей.

Специфика темы.

Уроки по ветхозаветным сказаниям — особенная часть курса " Искусство". Они, на наш взгляд, предполагают погружение не просто в мифологическую атмосферу, а приобщение к духовной основе нашей цивилизации. Стоит отметить, что если на уроках по Древнему Египту или, скажем, Древнему Китаю мы говорим о канувших в Лету верованиях далеких стран, то Ветхий Завет — часть современной культуры и основа живых религий (иудаизма, христианства, ислама). Поэтому и отношение к этой теме особенное.

Интеграция учебных дисциплин.

Формирование представлений о Ветхом завете потребовало интеграции учебных курсов истории, литературы и искусства. Уроки темы были спланированы и проведены так, чтобы учащиеся получили максимально эмоциональную и доступную информацию. Темы египетских и месопотамских истоков Библии, исторической основы сюжетов о всемирном потопе, царях Давиде и Соломоне изучались по общегосударственной программе на уроках истории. Параллельно на уроках литературы и искусства были заложены основы понимания композиции Библии, основных сюжетов Ветхого Завета, преемственности библейских книг. Значительное внимание уделялось этическим и нравственным аспектам темы, эмоционально-ценностной ориентации учебных курсов в целях создания целостного представления об изучаемом явлении.

Подготовительный этап. Средства обучения.

В учебном процессе на уроке могут понадобиться следующие учебные материалы:

Тексты Ветхого завета в пересказе для детей. Желательно использовать не протестантские издания, которые достаточно долгое время распространялись бесплатно, в качестве гуманитарной помощи, а адаптированный для детей синодальный перевод. Замечательно изложены основные ветхозаветные сказания в книге Немировского А.И. " Мифы и легенды Древнего Востока". Мы предлагаем детям на уроках ознакомиться с некоторыми разделами этой книги. Программа "История Древнего мира" фирмы Медиа Хауз. (http://www.mediahouse.ru/) Она содержит интересные задачи по истории и культуре древних цивилизаций. Мы использовали один фрагмент программы — задачу на соотнесение знаменитых картин и Ветхозаветных сюжетов.
Гюстав Доре. Иллюстрации к Библии.
Программа"Библия" содержит полный текст Ветхого и Нового Завета. Удобный интерфейс позволяет легко найти необходимый фрагмент. Выбранную книгу можно просматривать по главам или по страницам. Помимо полного текста "Библии", на диске представлено популярное изложение наиболее известных библейских эпизодов. Каждый библейский сюжет сопровождается прекрасной музыкой и иллюстрируется работами классических мастеров скульптуры и живописи. По желанию можно выбрать режим просмотра и в зависимости от этого знакомиться или с произведениями только западноевропейских, или только славянских художников. Музыкальное оформление - шедевры 37 композиторов. Среди них Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский. Музыкальные фрагменты подобраны при непосредственном участии искусствоведов.
Иллюстрации - живописные полотна 114 художников ? от Альбрехта Дюрера и Андрея Рублева до Михаила Врубеля и Гюстава Доре. Картины, которые Вас заинтересуют, можно увеличить во весь экран и комментировать на уроке. Есть специальный раздел, посвященный религиозным праздникам. Он поможет узнать, с каким библейским событием связано то или иное церковное торжество. Диск также содержит карты Древнего Израиля. Изображения Святых мест дают возможность воочию представить родину христианства.
Подключение к Интернет на уроке желательно, но можно воспользоваться фрагментами сайтов, переписанными на дискеты или на DVD. Интересным получается путешествие по эпохам и темам на музейном сайте http://www.sai.msu/wm/, где каждую картину можно просмотреть во весь экран. Видеоряд из мульфильма "Принц Египта". Нами был использован эпизод перехода через Чермное море.

Комментарии к урокам.

Урок первый. Священная история.

Домашнее задание предыдущего урока — индивидуальное: чтение и пересказ библейских сказаний. Каждый ученик получил "лист странствий", где перечислены основные сюжеты и герои ветхозаветной истории. На этом листе дети совместно с учителем распределяют, что именно готовит к уроку каждый ученик. Сама по себе эта работа — предварительная систематизация материала.

Этот лист имеет следующий вид:

Сотворение мира

Адам и Ева. Грехопадение.

Потоп. Ноев ковчег.

Вавилонская башня.

Авраам. Жертвоприношение Исаака.

Египет. Моисей на горе Синай.

Давид и Саул.

Суд Соломона.

Сегодня мы будет говорить о Библии. Это единственная книга, которая называется просто "книга" - так переводится слово "Библия". Тайны ее можно постичь, только уверовав. Апостол Павел говорил, что "вера — уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого". Мы постараемся поверить библейским сказаниям и не будем подвергать сомнению все эти порой сказочные и неправдоподобные для современного человека истории. Постараемся понять, почему они на протяжении тысячелетий волнуют мир. Чтобы донести Библию до новых народов, специально были созданы германская и славянская письменность, изобретено книгопечатание.

Библия — это не изложение вероучения, и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека. Бог — единственный, один, в отличие от множества богов Египта, Греции, Междуречья. У него много имен, произнесение некоторых из них читалось преступлением. Бог Ветхого завета называется Саваоф, Элохим, Адонаи, и самое священное его имя — Яхве.

Вот эпизод из самого начала Библии: после того, как люди совершили первый грех, они "услышали голос Господа Бога — и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?".

Итак, Библия — это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет.

Древние иудеи создали первую часть Библии, она называется "Ветхий завет". Вторая часть — "Новый завет" была создана значительно позднее, и о ней мы будем говорить особо. (Учитель показывает Библию синодального издания, выделяя при этом объем Ветхого и Нового Заветов).

Слово "завет" обозначает "договор". Запись в словарь в тетради. Значит, были Ветхий и Новый "договоры". Кто же и о чем договаривались?

Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):

Адам

Ной

Авраам

Моисей

Давайте запишем эти имена.

Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.

Первый завет был нарушен Адамом — и он был изгнан из рая, об этом нам расскажет (имя ученика, который готовил рассказ об этом эпизоде). Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа (об этом нам расскажет-). Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев) (об этом нам расскажет-). Завет с Моисеем вернул еврейский народ на путь истинный и дал ему законы праведной жизни — Десять Заповедей (об этом нам расскажет-). На пятом Завете, заключенном Христом, основано христианство. Это уже другая религия.

Священная история говорит нам о создании мира и жизни в нем. Сейчас давайте обратимся к первому сюжету. (Демонстрация иллюстрации к Библии Гюстава Доре "И сказал Бог: да будет свет-"(Быт.1.3. и др.). Слово предоставляется ученику. (Пересказ А.И. Немировский, "Библейские сказания" из книги "мифы и легенды Древнего Востока", глава "В начале начал". Семь дней творения представлены центральным символом иудаизма — религии древних евреев — семисвечником (менорой). Учитель на доске изображает менору. Последовательно показывая на каждую свечу, учитель обращается к классу: Что было создано в этот день? (Средняя свеча — суббота). Учитель кратко рассказывает о жизни в раю, создании женщины и передает слово следующему ученику с вопросом: какой же первый завет заключил Бог с людьми? Ученик при ответе использует понравившиеся ему иллюстрации в программе "Библия" или картину Рафаэля "Адам и Ева".

Комментарии учителя: Современные ученые определили приблизительное географическое положение рая, анализируя древние сказания Междуречья.(карта из программы "История Древнего Мира") Из страны Тигра и Ефрата появляется и змей-искуситель. Вспомните эпизод из "Эпоса о Гильгамеше". (Дети вспоминают эпизод XI таблицы эпоса о краже цветка бессмертия).

Люди нарушили первый завет с Богом и со временем становились все безнравственнее и лживее. Что же последовало дальше? Рассказ ученика о Ное и потопе. Демонстрация иллюстраций по выбору ученика.

Комментарий учителя. В этом сюжете вам встретились два хорошо знакомых образа, которые стали во всем мире символами. Давайте запишем их значения, но вначале сами попытаемся их понять. Как вы думаете, что стоит за символом голубя? (Иллюстрация. Г. Доре) Давайте его изобразим в тетради. С помощью учеников учитель формулирует определение (запись в тетради):

Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.

А теперь скажите, когда первый раз появилась радуга, и что она обозначала? (Иллюстрация. Г. Доре). (Ученики говорят о радуге как символе связи с небом, как о хорошем знаке и выполняют зарисовку.) Запись в тетради:

Радуга — символ связи с высшим, знак единства с Богом.

Дома постарайтесь ответить на вопросы:
1. Где находится гора Арарат?
2. В каком древнем произведении мы уже встречали миф о потопе?

Урок второй. Избранный народ.

Подлинные исторические события тесно переплелись в тексте Библии с древнейшими преданиями и легендами. Ученики показывают на карте гору Арарат и рассказывают об Утнапишти ("Эпос о Гильгамеше", таблица X). Объясняют по материалам уроков истории, почему именно в Месопотамии мог возникнуть такой миф.

Ряд картин прошлого урока. Повторение по картинам сюжетов о сотворении мира, Адаме и Еве, Всемирном потопе и Ное.

Рассказ ученика о Вавилонском сполпотворении. Брейгель Старший "Вавилонская башня". И опять люди нарушили завет и получили наказание.

История Авраама — следующий пункт нашего путешествия. Ученик рассказывает кратко о завете Бога и Авраама. Видеоряд из фильма об Аврааме — скитания в пустыне. Обещание Бога создать целый народ. Сын Авраама — Исаак. Иллюстрации. Рембрандт. "Жертвоприношение Авраама".

Комментарии учителя. Место, на котором должно было совершиться жертвоприношение, почитается и доныне. Иллюстрация. (Иерусалим, Мечеть наскального купола (Мечеть Омара), программа "История Древнего мира") На этом месте, по преданию, находится "краеугольный камень земли", который со дня сотворения мира поднялся со дна мирового океана и положил начало суше.

Потомков Авраама Создатель избрал, чтобы они сохранили и передали дальше веру в истинного Бога. Их стали называть евреями по прозвищу Авраама (Авраама га-Иври), которое обозначает — "прибывший с той стороны реки Ефрат". У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. После таинственного ночного единоборства (иллюстрация) Бог дал ему второе имя — Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство.

Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. ("Принц Египта", м/ф, видеоряд). Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея. Слово предоставляется ученику. (Демонстрация картины Д. Да Вольтерра "Моисей на горе Синай"). Эпизод перехода через Красное море — "Принц Египта".

Комментарии учителя. Что же такое скрижали? ( Г. Доре. Пророк Моисей сходит с горы Синай). Это каменные плиты, на которых сделаны надписи. Почему именно так Моисею были вручены заповеди? Наверное, для того, чтобы они хранились вечно.

(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.

В Библии сосредоточены религиозные законы, правила поведения и знания, накопленные людьми. Ранее от человека требовалось только соблюдение обряда, а по десяти заповедям, полученным на горе Синай, самое главное — верность своему идеалу и нравственной правде. Именно это помогло еврейскому народу пережить все невзгоды и создать свое государство в Земле Обетованной. Золотой век этой страны при царях Давиде и Соломоне позволил создать великолепную столицу — Иерусалим.

Слово предоставляется ученику. Его рассказ о Давиде касается происхождения будущего царя (Вифлеем), пастушеской жизни, музыкальной и поэтической одаренности, сочинения псалмов, поединка с Голиафом и взятия Иерусалима. ( ученик показывает и объясняет иллюстрации Г.Доре и картину Рембрандта "Давид и Саул".).

Продолжил дело Давида его сын Соломон. Мудрость этого царя не имела границ. Рассказ ученика о Соломоне включает следующие избранные темы: притчи Соломона, решение спора между матерями (Рафаэль "Суд Соломона") и построение Храма. (Иллюстрации — виды Иерусалима, Стена Плача, мечеть Омара).

В Древней Иудее были запрещены изображения Бога. Сохранился этот запрет и в современных иудаизме и мусульманстве. Но символы Ветхого завета, его сюжеты могут быть нарисованы. Постарайтесь дома придумать и, если захотите, сделать эскиз своего рисунка. Это может быть Храм Соломона, такой, каким он представился вам — ведь никто не знает, как он выглядел в действительности. От него остался только план. Кто-то захочет изобразить менору или голубя, а кому-то захочется нарисовать первую на земле радугу.

Урок третий. Образы Священного писания.

Постараемся вспомнить ветхозаветные сюжеты. В этом нам поможет компьютер. Каждый из вас может подобрать к приведенному отрывку из Библии одну из знакомых по прошлым урокам картин. Насколько хорошо вы их помните — скажет наша "машина времени". (Эта задача предложена в программе "История Древнего мира").

А теперь каждый может приступить к осуществлению задуманного.

Работа гуашью. Во время урока ученики могут подойти к компьютеру и, вызвав на мониторе нужную страницу, что-нибудь уточнить или просмотреть.

Обсуждение работ. Вопросы автору (представление работы):

  • почему я выбрал именно этот сюжет
  • какие чувства я хотел передать, и насколько это получилось
  • какой смысл имеют конкретные детали
  • какие символы я использовал и почему

Вопросы для обсуждения в классе: что вы чувствуете, глядя на эту работу

  • какие вопросы у вас возникают
  • нравится ли вам цветовое решение работы
  • удалось ли автору передать то, что он хотел.
  • После обсуждения устаивается выставка работ.