«Творчество Леонардо да Винчи»


Школа «Классика»
Учитель изобразительного искусства и МХК
Черковская Ирина Николаевна


Для виртуального банка методических разработок проблематики программы «Искусство» 1-9 классы, разработанной творческим коллективом педагогов под руководством Гудилиной С.И.

1. Тема:

«Творчество Леонардо да Винчи. История Моны Лизы»

2. Ключевые слова:

Леонардо да Винчи, Возрождение, Италия, Джоконда, сфумато, живопись маслом.

3. 6 класс, тема:

«Живопись Эпохи Возрождения», 2-3 часа.

4. Актуальность:

Необходимость воспитания гармонично развитой личности и знание об уникальном художнике, намного лет опередившем свою эпоху.

5. Цель:

Знание культуры Возрождения.
Задачи:
1. знание биографии и основных работ мастера;
2. овладение навыками рисования «как Леонардо».

6. Учебные дисциплины:

история, история Искусства, изобразительное искусство, музыка (лютневая).

7. Содержание урока

8.Теоретическая часть

– знакомство с жизнью и творчеством мастера;

Практическая часть

- овладение навыками графического рисования.

9. Формы коммуникации:

1. обсуждение вопроса с учащимися, какие достижения Леонардо живут в нашем обществе, рассматривание «Джоконды» и обсуждение ее с учащимися.
2. изготовление художественной работы в технике «графика».

10. Критерии оценки деятельности учащегося:

1. эстетические – умение рассказать о стиле мастера и создать работу в его стиле;
2. умение рассказать о своей работе, используя вновь приобретенную лексику.

7. Содержание урока.

Кто такой Леонардо да Винчи? Большинство ответит, что это автор «Джоконды», великий художник. Но дело в том, что сам Леонардо думал о себе иначе. Он считал себя изобретателем, ученым, исследователем, а уж потом – скульптором и художником. Однажды в письме к одному вельможе Леонардо перечислил все то, что он умеет делать: строить мосты, корабли, здания, прокладывать пути и морские каналы, быстро осушать рвы с водой, создавать бомбометательные и огнеметательные машины, взрывчатые вещества и «вещи, производящие дым». В его многочисленных рисунках есть первый анатомический рисунок рассеченного черепа, ребенка в утробе матери, течение потока реки и рисунок работающего сердца. Конечно, у Леонардо были черты человека эпохи Возрождения – энциклопедичность, научность. Но у него была одна черта – любопытство - которое выводит его за границы данной эпохи. Все, что он видел и что попадалось на его пути, он исследовал вопросами: как и почему? Кажется, что такое число талантов просто не может уместиться в одном человеке. КАК ЖЕ ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ У Леонардо?

Давайте попробуем разгадать этот секрет на примере создания прославленного шедевра мастера – портрета Джоконды. Трудно в наши дни найти человека, который бы не знал эту самую знаменитую картину. Она уже пять веков хранится в Париже, в Лувре. Если обратиться к истории, то мы узнаем, что сам Леонардо привез ее во Флоренцию и продал французскому королю Франциску 1 за 4000 экю. Картина очень долго висела в Золотом кабинете королевского замка в Фонтенбло, при Людовике XIV была перенесена в Версаль, а после революции в Лувр.

Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает о картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены». Но, как предполагают некоторые исследователи, на картине изображена какая-то другая дама. Их поражало, что купец не оставил себе портрета супруги, он стал собственностью художника. Этот аргумент говорит в пользу того, то это не Мона Лиза, да и сам художник не мог с ним расстаться в течение всей жизни. Но как бы то ни было, сам портрет вошел в историю культуры благодаря Вазари под именем Джоконда.

Красива ли она? Наверное, да. Были женщины во Флоренции красивее ее. Вспомните Симонетту Веспуччи, подругу Лоренцо Медичи, воспетую гением Ботичелли. Однако, Мона Лиза обладает удивительной привлекательностью для Леонардо. Выхоленные, красивые руки, полная фигура, мягкие волосы, падающие на плечи, маленький улыбающийся рот. Чего только не делал Леонардо, чтобы его модель не скучала во время сеансов! В красиво убранной комнате, среди цветов и роскошной мебели размещались музыканты, которые пели и плясали, а красивый изысканный художник ловил на лице модели дивную улыбку. Музыка скоро надоела девушке, и Леонардо пригласил клоунов и шутов. В конце концов он сам стал рассказывать ей сказку…

Жил один бедный человек, и было у него четыре сына: три умных, а один и так и сяк.Он больше любил молчать, ходить в поле и смотреть ночью на звезды.

И вот пришла за отцом смерть. Призвал он к себе детей и сказал: «После моей смерти идите на край света добывать себе счастья. Пусть каждый из вас чему-то научится.» Договорились сыновья вернуться через три года домой и рассказать друг другу, чему они научились.

Прошло три года. Первым вернулся старший брат, что научился плотничать. Стал он ждать братьев, от скуки срубил дерево и вытесал из него фигуру женщины. Вернулся второй, увидел скульптуру и сшил ей платье – ведь он стал портным. Пришел четвертый и украсил девушку драгоценными камнями – ведь он стал ювелиром. Вернулся четвертый . За три года он научился разговаривать со всем, что есть на белом свете, научился оживлять свей песней камни. Увидел он глухую и немую красавицу, и запел ей песню, от которой заплакали братья, и вдохнул этой песней душу в деревянную девушку. И она улыбнулась и вздохнула… Тогда братья бросились к ней и стали предлагать жениться. Но девушка отвечала им: »Ты создал меня – будь моим отцом. Вы одели и украсили меня – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один будешь мне мужем на всю жизнь»

Окончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу. Ее лицо озарилось светом, глаза засияли и улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, заиграла в уголках губ.

Давно Леонардо не испытывал такого огромного прилива творческих сил! Чтобы усилить впечатление от лица, он облек Мону Лизу в простое темное платье и легкий шарфик, сделал туманный и размытый фон позади фигуры. Самая знаменитая, много раз изученная и скопированная «Джоконда» до сих пор остается и самой загадочной картиной. Каждый оттенок лица и рук, каждая складка одежды, теплый блеск глаз, жизнь артерий и вен – все это есть в картине. На заднем плане написан пейзаж, по которому нельзя ничего определить: какое время суток изображено - вечер, утро, ненастный день или светлая ночь. Невозможно определить время года и место: гористое и пустынное, только небольшой мостик намекает на присутствие человека…

Неповторимая «Джоконда» определила развитие живописи на многие годы вперед. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Делали самые невероятные предположения: что Джоконда беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника. Вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение обладает такой притягательной силой. Прием «сфумато» дарит бесконечное число оттенков, выражение глаз ускользает, они – «зеркало души», но не только женщины, но и того, кто смотрит на картину.

Давайте подумаем вместе, какую музыку можно подобрать к этой картине? Какой запах? Какое настроение? (Беседа с детьми по картине «Джоконда»)

Урок второй. Рисуем как Леонардо.

Леонардо настойчиво повторял, что рисунок – основа основ живописи что без рисования нельзя по-настоящему научиться видеть. Рисование – это свежий взгляд на вещи, которые можно сохранить на всю жизнь.

Давайте сначала сделаем небольшую разминку, ведь наша рука – всего лишь вершина айсберга, ваша кисть связана со всем туловищем, а так же глазами и мозгом.

Для начала пусть каждый из ваших пальцев нарисует в воздухе маленькие круги, затем ваши ладони опишут плавные круги вокруг запястья.

Затем сделайте большие круги руками, включая предплечья. Теперь прочертите в воздухе гигантские круги, раскачивая руку целиком. А теперь представьте, что через ваше тело проходят потоки разноцветных тонов, и они изливаются из кончиков пальцев. Зарисуйте разноцветными радугами все пространство вокруг себя.

Еще одно упражнение – мазня. Кто сказал, что все должно получиться с первого раза? Возьмите небольшой листик бумаги и попробуйте набросать очертания своего настроения: линиями и пятнами изобразите то чувство, которое вы испытываете сейчас. Пусть это снимет напряжение с руки, и вы расслабитесь и подготовите себя для рисования. (Педагог делает упражнение вместе с детьми) ~ 5-7 минут.

А теперь одно известное утверждение – Все, что мы видим, состоит из кругов, треугольников, квадратов, прямых и кривых линий и дуг, точек и пятен. Давайте попробуем нарисовать фигуры:

Все, что вы видите, состоит из простых геометрических фигур – «геометрических мотивов», как говорил Леонардо. Еще одно упражнение – рисуем перевернутый портрет самого художника, состоящий на первый взгляд, из простых линий. Дети рисуют линии и, перевернув, находят изображение Леонардо. Это упражнение изменяет способ видения ребенка (прил.1)

Второе упражнение, изменяющее способ видения, рисование «не той рукой». Нарисуйте любой цветок, стоящий перед вами в вазе или горшке, но «не той рукой». Рисуя, дети должны вслух называть каждую деталь. Постарайтесь не перекладывать карандаш в другую руку. Если это упражнение рождает в детях незнакомое и странное чувство, мо

жно смело утверждать, что они понемногу вступают в мир художника.

Третье упражнение, изменяющее наш способ видения – светотень. Одним из выдающихся достижений Леонардо была разработка метода кьяроскуро, который основывается на использовании контраста между светом и тенью для расстановки акцентов в картине. Вплоть до Ренессанса художники изображали свет, забывая о тени. Сам маэстро писал, что «тени имеют границы в определенных точках, каковые совсем нетрудно вычислить. Тот же, кто в этом несведущ, создаст произведение, лишенное рельефности, тогда как рельефность – вершина и душа живописи». Короче, нарисуйте яблоко, исследуя прежде всего его тень. Именно она поможет вам найти форму, глубину и объем яблока.

Четвертое упражнение в духе Леонардо – анатомия яблока. Цель его заключается в том, чтобы мы могли с научной точки зрения уяснить, что же находится внутри яблока. Известно, что маэстро одним из первых рассекал череп человека и изучал его в разных плоскостях. Также и мы: возьмем три сочных яблока и попробуем определить, чем одно отличается от другого. Внешне. Теперь разрезаем одно яблоко по горизонтали пополам, другое – по вертикали, третье - по диагонали: чтобы посмотреть на них с разных точек зрения. Теперь разложите их на тарелке или раздайте детям, чтобы они могли зарисовать их простым карандашом, используя приобретенное знание о тени. Конечно, это одни из немногих упражнений, позволяющих почувствовать себя Леонардо. Попробуйте сделать эти и обязательно похвалите детей за труд. (приложение из детских работ следует).

2002 г.